Main img

 

У натхов интегрированы ведические, тантрические и йогические методы; если вайдика-брахман делает хому внешне, то натхи разработали внутреннюю хому, если тантрик почитает янтру или мурти снаружи, направляя на них свой ум, то йогин их визуализирует в теле и туда направляет свое сознание. Это и называют иногда «тантрической йогой натхов», но термин весьма условный, можно с таким же успехом йогу назвать и ведической. Подобные определения просто дают возможность понять, откуда взяты понятия чакрыКундалининадабинду и т. п.

Но это понятно для людей «йогически грамотных», для тех, кто делает «йогу» на уровне гимнастики, эти вещи мало что говорят. Поэтому для них ступени освоения садханы примерно такие: физкультурные упражнения и немного работа с энергией, потом мантры и тантрические обряды. Но для знающего человека, тот, кто йогу видит не как физкультуру, последовательность такая: первое — внешние ритуалы, мантры, янтры и потом переход исключительно на внутренний их вариант.

Получается два подхода. Оба по-своему верные, но второй даёт объяснение тому, почему натхи, которые живут в Индии, не делают такое обилие физкультуры, как принято считать всеми западными людьми или непосвящёнными индусами. Но тантра натхов, как внешняя ритуальная, так и на уровне йоги, отличается от тантры как самостоятельной традиционной системы с её практиками, — тантра сама по себе, на уровне обрядов, намного сложнее.

У натхов в основном используются Шабар-мантры, которые ориентированы на прямые состояния, где неважен санскрит, количество начитывания мантр, всё зависит от того, какое у садхака восприятие, оно формируется через Гуру. Правда, в Индии, многие тантрики тоже используют Шабар-мантры и они часто почитают Гуру не в физическом теле в виде нади-пуджи или шамбхави, а скорее, как Гуру Горакшанатха, так как все мантры произошли от него, он покровитель этой разновидности мантр. Они составлены как сандха-бхаша (смешанные языки), хотя есть и другие трактовки этого термина. Эти мантры ориентированы на работу с состояниями, где йогические практики и опыт в йоге играет значительную роль.

Но опять же, роль йоги — не обязательно той, которую мы можем везде увидеть. Изначально «физическая йога» была намного скромнее, это то, что практиковали многие садху и в других линиях. Она заключается в том, чтобы привести в порядок тело, почистить его шаткармами (очистительными), почистить нади, защитить пространство надлежащими мантрами, очистить асану (место, где практикуется садхана) и т. д.

Для того чтобы медитация проходила более качественно, выполняются практика Шабар-мантр или йогические медитативные практики, Кундалини-джагаран и т. д. Одним словом, йога натхов и тантра — обе ориентированы на состояния, кстати, по своему подходу они близки и к каулическим практикам, так как каулические, в отличие от ритуалов дакшиначары, ближе к тому, чтобы быть ориентированными не на правила ритуала, а на внутренние состояния. Но в каулизме работа с внутренним сконцентрирована на панчамакара-пудже, так как она через чувства более сильно влияет на сознание человека, чем просто поклонения изображениям.

В каулизме уже доминирует интеграция «чистого» и «нечистого», но всё равно ещё есть место внешним («стхула») объектам. У натхов ориентация на сукшма-лакшью преобладает, с каулизмом общее то, что нет жёсткого деления на моральное или аморальное, «дела йога ни белы, ни черны», он видит всё в разных цветах. И если для кого-то нужны враты и аскезы, то это не значит, что для натха неприемлем, к примеру, ритуал 5М или практика сахаджи, когда вы делаете всё то же, что и обычные люди, но с осознанием того, что делаете не вы, а Бог, и что всё принадлежит лишь Ему.

Одним словом, натхи и cиддхи ориентированы на результат и на то, что на данном этапе даёт реальную трансформацию. То, что освобождает от иллюзорных зависимостей и ведёт к внутренней свободе, то и считается высшим, а не то, что считает высшим та или иная религиозная линия.

Йога — это связь души с вселенской душой, осознание единства всего; то, что ведёт к такому состоянию, и есть практика йоги. Поэтому она может называться как угодно: тантрическая йога, ведическая йога и т. д. Возможно, она в таком виде существовала всегда. Считается, что Сампрадайя натхов сформировалась в 5-12 столетии, хотя эти даты условные, на самом деле она древнее, да и сами натхи были существами, реализовавшими духовный уровень выше человеческого.

Поэтому их почитали в народе и называли натхами, сиддхами, мастерами, сиддха-пурушами, и такие мастера были в разных духовных линиях. Отсюда, йога натхов по своей сути — это не что иное, как результат реализации совершенства в той или иной духовной практике. На основе того, чему учили эти совершенные Учителя, и сформировалась Натха-сампрадайя, она брала лучшее из всего, что было в Индии на протяжении веков.

Йога-натхов — ульта-садхана

Классическая йога натхов — это йога «солнца — луны». В основных текстах натхов довольно большое внимание уделяется випарита-карани. Но основная суть даже не в той випарита-карани, которая в виде перевёрнутого тела, а в том определении йоги натхов, которую называют «ульта-садхана» (садхана «наоборот», или «обратная»). Этот термин очень распространён у натхов, потому что он даёт понимание всех практик вообще. А именно, если всё обобщать, главных практик получится две: каулическая — Матсьендранатха и йогическая — Горакши, обе ведут к нивритти (возврату).

В каулической ульта-садхане вы имеете дело с теми аспектами нашей жизни, которые «наоборот» в отношении привычной всем ортодоксальной религии: сюда можно отнести 5М, агхору и т. п. В йогической — то же самое: ульта-садхана — в том, что вы делаете непривычные для обычного тела вещи, одной из таких вещей и является перевёрнутая випарита-карани. Как вам эта мысль? Вы не подумайте, что она абсолютна, это если крайне обобщить; йога и каулизм — понятия растяжимые, оба направления работают как с внешними лакшьями (объектами, на которых направлено сознание), так и с внутренними. Например, внешние вы переживаете как динамическую реальность в пустоте вашего сознания, а внутреннюю лакшью — как пробуждённую Кула-кундалини, которая тоже становится динамично-многообразной при пробуждении.

Таким образом, есть две практики: энергии — Шакти и пустоты — сознания. С Шакти мы разобрались и понимаем, что она бывает внешней и внутренней, с «пустотой-сознанием» — то же самое. Неслучайно Матсьендранатх (Мачендра, Мачанда, Минапа, Луипа, Локанатх, Авалокитешвара) был ещё и буддистом, который известен доктриной о пустотности явлений мира. Горакша учил о пустотности тела — «шунья-рупа», потому его называют «шунья-путра» (сын пустоты).

Как бы то ни было, оба Гуру учили, что вся вселенная и все тела есть разные состояния энергии и сознания, рупа-арупа. Бессмертие, высшее совершенство достигается тогда, когда между этими полярностями реализуется равновесие. Т. е. луна становится солнцем, а солнце — луной, форма становится пустотой, а пустота — трансцендентной формой, двайта-адвайта бибарджита (вне двойственности и недвойственности). Это и есть «переворачивание луны и солнца».

Конечная цель натховского пути

Конечная цель натховского пути — это достижение богореализации в этом мире. Т. е. это означает, что при полной завершённости садханы йоги вы становитесь свободными от всех ограничений времени и пространства, а все временное и ограниченное вы воспринимаете как свою творческую энергию, которая также является частью вашей истинной природы, Атмана.

Вы становитесь одновременно полностью отстранены от всего мира, и так же полностью в него погружены. Это состояние освобождения в этом мире называется дживанмукти. Тело человека рассматривается как вселенная — кула, а то, что за её пределами — акула; при их соединении акула полностью расцветает в проявлении кула, и достигается ни с чем не сравнимое блаженство — кайвальянанда.

В таком состоянии тело наполняется нектаром бессмертия, йогин может действительно сделать тело бессмертным, и в нём проявятся все иные совершенства. Натховская традиция является формой тантрической йоги, но она может включать в себя любые формы веры. Кроме того, в связи с тем, что совершенное состояние — за пределами понятий многих традиций, практике натхов в той или иной степени может следовать даже атеист, до тех пор, пока он себе практически не подтвердит ту или иную истину, на уровне своего практического опыта.

Это же состояние называется достижением самарасьи в своём теле, осознанием тождества Параматмы, Атмы и Дживатмы (Адеша), а также тождества своего тела — «Вьяшти-пинда», и космического трансцендентного тела Шивы — «Пара-пинда».

Достижения при правильной йогической садхане

Йога натхов признаёт весь мир как истинный, как то, что является самим Шивой, или даже Шива-Шакти самарасьей. Но для того, чтобы видеть мир именно таким образом, во всей его полноте и многообразии, для этого нужен соответствующий духовный уровень, обретаемый посредством практики йоги натхов. А именно основное достижение заключается в осознавании своего единства со всей вселенной. Этот уровень реализуется посредством всех шести или восьми анг йогической садханы.

Через асану вы достигаете устойчивости в тождестве элементов своего тела с элементами вселенной. Через пранаяму вы достигаете соединения своей праны с праной вселенной. Через пратьяхару вы достигаете отстранённости от каких-либо объектов мира, и поэтому видите весь мир. Через дхарану вы реализуете устойчивость в духовном сосредоточении. Через дхьяну достигаете восприятия всего мира как проявления одной Божественной силы, и через самадхи достигаете полного равновесия — самарасатва. Такова йога натхов.

Роль почитания Гуру и Горакшанатха в садхане натхов

У Горакшанатха есть атрибуты, он сидит в сиддхасане на шкуре тигра «бхакамбар», у него в ушах кундалы, но все эти атрибуты в другом виде могут быть и у Божеств, почитаемых в других сампрадайях. Например, во время пуджи Горакшанатха натхи преподносят цветы: если в тантрической пудже они символизируют элемент эфира, то у натхов пушпа-мала символизирует чакры. Во время пуджи Горакшанатху предлагается мала (гирлянда) из цветков. Её предлагают, начиная со стоп, а затем надевают сверху на голову.

Предложение совершается последовательно, начиная от стоп — «муладхара-чакры» — и вдоль всего тела до головы — «сахасрары». В тантрической пудже и у натхов используется пушпа, но с разными значениями. Это как кундалы: не все из них могут символизировать натховский атрибут. Здесь, как и с пушпой: кундалы могут нести другой смысл в не натховской Традиции; для неосведомлённого человека это одно и то же, но не для человека, который на самом деле глубоко изучает традиции.

Так вот, йогические мудры, асаны — это также атрибут натха-йоги, и в Натха-сампрадайе они предназначены для того, чтобы привести вас к цели, о которой говорят тексты натхов. Техники йоги ведут к сиддхам, а владыкой йогических сиддх является тот, кто основал йогическую Традицию. Горакшанатх — основатель этой Традиции, и поэтому всё происходит по его милости. Вот почему в Индии почитанию Горакшанатха натхи придают не меньшее значение, чем практикам йоги.

Именно это и отличает тех, кто просто делает йогические упражнения, от натха-йоги. Вы можете получить оздоровительный эффект от упражнений, его же вы можете получить и от любой другой физической тренировки тела, но не более того. И сколько не придумывай самых хитрых и заумных выкрутасов с телом, пока не будет милости Гуру и Божества, с которыми эти практики связаны, человек не получит сиддхи. Конечно, вы сиддхи можете получить и другими путями, практикуя иные традиционные системы, если вы правильно будете соблюдать всё то, что в них предписано. В йоге натхов также есть свои правила.

Действенность практики

Ни одна книга и переводы текстов не могут привести к успеху. Даже если где-то и будет подробно описана та или иная практика, описания недостаточно, практику передаёт Гуру, он — представитель Традиции с огромной силой, этот уровень не может быть описан ни в каких книгах, а должен быть воспринят только напрямую, через личное общение с Гуру. Техника, полученная от настоящего реализованного Учителя, и техника, взятая из книги, — это как небо и земля. Если бы существовали тексты, изучение которых давало сиддхи, то было бы много сиддхов, но этого нет.

В текстах часто говорится о том, что необходимо делать то-то и то-то, что приведёт к обретению таких-то сиддхи, написано много комментариев на эти тексты, но никто сиддхи почему-то не может получить. Даже посвящение в той или иной линии зачастую даёт только вход в Традицию, где ещё предстоит проверка и испытание, после чего тебя начнут учить каким-то эзотерическим вещам. Как правило, оговариваются условия, например, неразглашение тайн и запрет на использование полученных сиддхи в меркантильных целях.

Что касается методов хатха-йоги, они на самом деле не так просты, как их преподносят различные системы, ориентированные на простых обывателей. Все практики хатха-йоги могут рассматриваться на разном духовном уровне: когда им учит простой тренер — это одно, а когда реализованный Гуру — то это совсем иное.

В Натха-сампрадайе почитаются мастера, потому как, во-первых, для нас самих, как человеческих существ, нара-таттва более близка для восприятия, и когда через неё проявляется трансцендентное, то это быстрее развивает нас в духовном плане. Поэтому Девять натхов часто называют Девятью нараянами. Натх — это богочеловек, и с точки зрения натхов именно человеческое тело наиболее благоприятно для реализации идеалов йоги.

Поэтому Горакшанатх считается абсолютной манифестацией трансцендентной и имманентной природы Бога. При соединении таттв Шивы и Шакти проявляется более высокая трансцендентная таттва, которая и является источником настоящего бессмертия. Эта таттва считается самой чистой и совершенной, она превышает все религии и все философии, и к её полной реализации ведёт путь йоги.

Философия Патанджали и подход учителей Традиции Натхов. Первичность теории или практики

Йога Патанджали — это, по сути, «йога-самадхи»: если хатха-йога включает асану и пранаяму, лайя-йога — пратьяхару, дхарану и дхьяну, то раджа-йога — это, в первую очередь, состояние унмани, парамапада, кайвалья. Его труд посвящён самадхи — описанию природы самадхи, путей его достижения. Без Горакшанатха всё это или очень сложно, или может быть полезным только как философия. Горакшанатх дал практику, которую он поставил на первое место, тогда как философию — на второе. Человек не способен ничего понять без двух важных вещей: первое — это Гуру, второе — практика и теория. Конечно, есть информация с описаниями разных методик, есть много книг по йоге, но все они мертвы, если нет Гуру.

Гуру даёт ученику то, что его может быстро и радикально изменить, он может донести метод, который будет работать и приведёт к пониманию. Поэтому Горакшанатх был Учителем методов, он написал не просто афоризмы, он написал тексты с множеством практик, и такому подходу он учил своих учеников, а те, в свою очередь, учили своих учеников. Горакшанатх, Матсьендранатх, Чаурангинатх, Сатьянатх и др. учили тому, что проявлено, их подход — личностный. Патанджали — это сутры, афоризмы, его подход — безличностный. Патанджали — это нечто высокое над миром, его сутры уникальны, они красивы и авторитетны, но натхи учат тому, что меняет сразу. Они делают Патанджали практичным.

Мы не почитаем того Патанджали, который известен во многих традициях как отец йоги или как Ананта-шеша, мы почитаем Патанджали как одного из девяти натхов, Ачалачамбхенатха, или, если быть ещё точнее, как Горакшанатха или как того Гуру, который вас учит; но если уж совсем точно, то — как того, кто присутствует в процессе вашего развития.

Нет ничего важнее вашего развития и вашей садханы, это — самое главное. Если есть стремление развиваться, меняться в лучшую сторону, то тогда у вас есть Гуру, есть Горакшанатх, есть Патанджали, есть Шива, — есть все. Но если нет желания меняться, то даже наличие всех Гуру и Патанджали вряд ли будет иметь истинную ценность. Горакшанатх учил не только хатха-йоге, он учил той йоге, которая просто берётся и делается, он учил всем видам йоги, его не интересовали догмы, как и то, в чём истина — в двайте, адвайте, двайтадвайте, шуддхадвайте, теории эстетизма и пр. Он видел истину в том, что можно применять, сразу получая максимальную трансформацию.

Что можно сказать о самадхи? Горакшанатх не предлагал что-то красивое и недоступное, он, видя человека, сразу ему давал практику. Все, кто с ним соприкасались, либо бежали от него подальше, либо менялись. Горакшанатха нельзя было вписать в определённые рамки. Где Горакшанатх — там просветление, там нет места ханжеству, поэтому брахманическая традиция двояко относится к Горакшанатху: он был разрушителем их догм, и не только их, он также рушил и иллюзии тантриков. Нет тех, которые бы его не уважали, но индийское общество всё-таки опасается натхов, потому что они не следуют слепо правилам социума.

Натхи — это Традиция реального мистического опыта, и всё, что формально (будь-то философия, бездумное машинальное выполнение обрядов или же имитация йогина с заведённой за голову ногой) Горакшанатх отбрасывал, если это неспособно изменить человека сущностно. Горакшанатх учил предельному уровню, он сжимал время, он говорил по сути; все истории, связанные с ним и его учениками, происходят примерно в такой последовательности: ученик встречается с Горакшанатхом, который передаёт ученику моментальный шактипат, далее ученик приступает к практике и становится сиддхой.

Все истории его учеников похожи, потому что это общий архетип пути всех натхов: встретил Гуру, раскрыл в себе бхакти, приступил к практике и стал сиддхой. Всё просто и более чем реально. От философа вы уйдёте и забудете на следующий день всё, о чём вы с ним беседовали; после общения с натхом вы забудете о себе таком, каким вы пришли, и у вас начнётся практика. Можно, конечно, много разбирать различия на уровне философии и техник Патанджали и натхов, но главное — понять фундаментальное отличие, сам принцип, которому следуют натхи.

На Западе их хотят видеть последователями физкультуры, в Индии — тантрическими колдунами, это всё потому, что каждый хочет от натхов взять то, что им ближе, но ещё никто из них не взял от натхов то, что дорого для самих натхов, не взял самотрансформацию. Это — путь не для всех, но кто его принял, тот с него уже не сойдёт, не потому, что привязан, а как раз наоборот — он пуст, и в этой пустоте есть всё. Отказаться от пустоты невозможно, потому что она везде.

Отличие йоги натхов от многих форм тантризма

У натхов многие практики йоги направлены на то, чтобы осознать пустотность тела и сознания. И внутри этой пустотности опорой служат те основные формы тантрических элементов, которые в тантре являются, пожалуй, самыми существенными — чакры, нада, бинду, Кундалини и т. д. Несущественные второстепенные элементы тантры у натхов упрощены и рассматриваются как формы бхога-рупы, являющиеся излишними для большинства садхаков. Поэтому натхи не считают, например, важным использование санскрита вместо хинди в практиках второстепенного характера, актуальных для внешнего ритуализма, хотя, конечно, и в них есть своя определённая необходимость.

Чему учит Гуру?

Для учеников существует пять уровней садханы, три посвящения: первое — сатха (приверженец Традиции), второе — аугхар-садху, третье — пурна-санньяса. Первый уровень делится на три этапа. Сюда входит изучение шаткарм, пранаямы, общих мудр, бандх, посвящение в Горакша-мантру и простая арати-пуджа.

На втором уровне практикуются эзотерические виды мудр, пранаяма, работа с чакрами, адхарами, лакшьями и вьомами, с восемью мудрами. В кхечари входят техники работы с сознанием, а также и физическая техника. В бхучари-мудру входит медитация на Кундалини, пять элементов, чакра-бхедана. Практика бхучари-мудры включает как внешнюю работу, так и внутреннюю. Следующая, чачари-мудра, включает практику шамбхави и концентрацию на внешних объектах (нидхи), собственно, она продолжает ранее освоенные техники. Потом идёт агочари-мудра, она включает практику наданусандханы и технику выявления «анахата-нады», которая может выглядеть как внешняя работа с брахмандой и двадашантой или как внутренняя. После чего предыдущая техника выводит на уровень унмани-мудры (сверхсознания) автоматически.  Это — два этапа.

Третий — крийятмака-садхана, она включает в себя уже применение определённых навыков, обретённых предыдущими техниками, до этого уровня должны появиться кое-какие сиддхи. Они заключаются в умении слушать себя, интуицию, чувствовать свою истинную волю и мотивации, умение гибко действовать. Крийятмака позволяет контролировать себя на уровне праны, ума, чувств, избавиться от многих психофизических деструктивных состояний. А самое главное, при осуществлении этой техники не нужно уходить из социума, наоборот, вы можете его использовать не только для того, чтобы, как принято говорить, «быть духовным, не от мира сего».

Здесь задействованы тантрические принципы, но в контексте натхов это практика кайя-садханы. Вы можете жить долго, остановить свой возраст, если, конечно, захотите. Всё зависит от того, насколько сильно желание практиковать. Саму технику можно выполнять всегда, в любой момент, при этом заниматься социальной деятельностью. Но нужна подготовка. Что касается посвящений в аугхарыдаршани — это связано с определённым стилем жизни, эти посвящения предназначены для отдельной категории практикующих. Просто так вешать атрибуты, не умея их грамотно применять — дело бессмысленное. А вот развить сиддхи — это важнее.

Вопросы к Гуру Йоги Матсьендранатху Махараджу

Гуруджи, c чего именно [простого] Вы посоветуете начинать?

Сначала нади-шоддхана (шаткармы), затем ахара-вихара, потом надо изучить элементарные методы прикладного характера, связанные с асаной (для сидения), асаны для тела (равновесия дош), сюда же входят и разные пранаямы, потом дхьяна и далее джапа. А освоив хорошо джапу, вы получите любые сиддхи. Вот так я учу. У каждого раздела есть свои тонкости.

Так, например, очищение тела, равновесие дош — это всё входит в практики связанные с пракрити-пиндой, пракрити имеет прямое отношение к дошам тела. Просто у натхов, по сравнению с аюрведой, тантризмом и др., много своих особенностей. Натхи иначе смотрят на понятие тела, они иначе смотрят на понятие тантры, так как у них шабар-тантра, и там свои правила. 

Учитывая, что вокруг много нетрадиционной йоги, нужно больше интересоваться Традицией и классическими текстами натхов, чтобы разграничивать методы разных традиций или школ. Для того чтобы как следует понять Традицию, нужно этому уделить много внимания, а это нереально без преданности, значит она также нужна как в начале пути, так и в будущем. Просто мир большой, в нём много всего, а жизнь людей не такая большая, поэтому лучшее желательно брать сразу.

Какое время суток используется в основном для практики у натхов и каково соотношение ритуальных практик, хатха-йоги, медитативных практик у практикующих в начале Пути?

Утреннее время — самое важное для пуджи и хатха-йоги. Садхану у натхов можно разделить: первое — это ритуальная часть, то есть пуджа; второе — йогическая часть. Пуджа и все виды упасаны важны, и их не стоит игнорировать, тем более что Гуру-йога является её составляющей; Гуру и божества почитаются с помощью нади-джанео. Это делается утром и вечером.

Утром садхака-натх после омовения читает мантры Гуру-парампаре, для джанео, который он дальше будет использовать в ритуальных целях, для одежды, в которой будет совершаться садхана, она должна быть чистой. Если натх живёт в Гималаях, а не в мандире, он может быть, например, в одном ланготе, соответственно, он читает на него мантру. Читается мантра для асаны, на которой он сидит. Если садхака с «даршанами», то нужно прочесть мантры и для них. После этого он должен почтить своего Мула-гуру, далее провести пуджу тому Божеству, которому садхака совершает постоянное поклонение.

В храме принятие пищи два раза в день, но многие питаются только в вечернее время. Садхану хатха-йоги можно делить на каништха, мадхьма и уттама. Высшую хатха-йогу можно практиковать только в уединении, ограничив общение. Эти садханы ученику даёт Гуру и соответствующие им упадеши.

Основное Божество у натхов — это Маха Йоги Шива Горакшанатх. Поклонение также совершается Нава-натхам или основным Божествам в индуизме — Ганеше, Гаури, Амбике, Кали, Кала Бхайраве, Шиве и др. Так как Горакшанатх является проявлением Шивы Йогешвары и покровителем натхов, ему необходимо поклоняться тем, кто практикует Кайя-садхану.

Те натхи, которые живут в мандире, больший акцент делают на храмовой ритуалистике, те, кто уходят и живут отдельно — на хатха-йоге и медитации. Мантры тем божествам, которые существуют в тантрических школах, например, Ганапати или Бхайраве, у натхов достаточно сильно отличаются. Это если не учитывать ещё различия в сампрадайях натхов.

Многие натхи вообще не используют такие тантрические элементы, как ньясы или кавачи. Янтры есть почти у всех, например, Горакхнатха-янтра или Чаураси-сиддхи (84 сиддха), Шри Натха Сиддха-Йогини и др. Карма-йога также важна. Некоторые могут считать её практикой для низкоразвитых людей, шудр (низшей касты), и не видеть в ней ничего особенного, но это крупное заблуждение.

Процентам восьмидесяти из тех, кто приступает к садхане, именно карма-йога может дать хорошую базу для дальнейшей практики. Было много случаев, когда у людей проходили очень серьёзные физические заболевания только потому, что они занимались самой «обычной» карма-йогой. И со временем, они даже превосходили в знаниях и реализации «мистиков и эзотериков». В практике важна чистота мотивации, а не торгово-рыночный подход, где маленькое эго оправдывается «камья-садханой» (практика, продиктованная материальными желаниями). Карма-йога проверяет, насколько человеку действительно нужна духовная практика.

Нужно понять, что садхана — это не недельный «семинар по йоге». Садхана — это то, чему вы посвятили всего себя. Здесь нельзя судить даже по количеству вложенного труда, эго — оно очень гибкое и может наоборот возрасти от «карма-йоги». Поэтому так важно следовать тому, что вам говорит Гуру. Любая из йог важна, и может стать самой важной в вашей практике, кому-то она может не подойти, а кому-то — наоборот. Здесь очень важно не приписывать результаты тому, что мы считаем собой. Карма-йога есть идеальное средство улучшить свою судьбу, со стабильно положительными результатами.

В целом, в хатха-йоге всё зависит от уровня садхаки; если он возле Гуру постоянно — это проще, если нет — то он должен предварительно получить необходимые навыки и одновременно приверженность Гуру и Традиции. Гуру будет на расстоянии чувствовать, что происходит с его учениками. Гуру даёт те садханы и мантры, которые он сам реализовал, а если ученик будет их игнорировать, это сразу негативно скажется на Гуру. Поэтому ни один серьёзный садху не посвятит просто так того, кто к этому, по большому счёту, не готов. Относительно практик: любую пуджу или элементы из той же хатха-йоги можно растянуть на весь день.

В каких случаях сначала идёт упасана (джапа, пуджа и т. п.), а потом йога (асаны, пранаяма, мудры, дхьяны и т. п.), и наоборот?

Если с телом нет проблем, то практика начинается с пуджи, если есть — то с тела. Вообще, день начинается с периода Брахмы, а он отвечает как за физический план, так и за духовный. То есть одно Божество может по-разному восприниматься. Брахма — творец мироздания, и поэтому есть идея, что всегда всё начинается с самого наиболее плотного, но всё зависит от вашего уровня. В основном обычные люди начинают с асан, садху — с пуджи, нельзя так вот просто заявить, что что-то правильно, а что-то — нет. Это больше зависит от конкретного человека.

После прочтения текстов Натха-самрадайи становится совершенно очевидным, что ими руководствоваться невозможно без построчного комментария к ним Мастера, прошедшего полностью почти все садханы данной самрадайи.

Относительно многих известных текстов, они, скорее, рассматриваются как дополнение к садханам, в то время как для западного читателя может показаться, что, наоборот, к текстам нужны дополнения. Смысл в том, что Традиция натхов — далеко не социальная система: вся йога, которая существует на Западе и в самой Индии, преподается в доступном виде для всех иностранцев и индусов, но для натхов это — скорее подготовка.

У натхов вся практика направлена на подъём Кундалини, и для этого концентрация на чакрах, адхарах, лакшьях, вьомах — скорее средства для восприятия самарасатвы, достижения сознания Шивы; не говоря о таких практиках, как многочисленные кумбхаки, мудры, бандхи и асаны. Это то, что подстёгивает для осознания противоположного, т. е. бесформенного. Что касается дикш и упадеш от Гуру у натхов, они тоже вполне конкретные: бабхути — метод для перенаправления праны внутрь, лангот — тоже, одежда и прочие ритуальные дела — для тех же целей. Просто садхака, отталкиваясь от внешнего и формального, идёт к внутреннему и бесформенному, а вот что считать внешним, это зависит от конкретного садхака.

Обычно Учитель и подбирает те практики, которые подходят для того или иного ученика в соответствии с его способностями. Эти практики известны, часть из них входят в систему инициаций и связывают ритуалы с йогой, а другая часть — те, которые конкретно соотносятся только с йогой.

Кстати, именно на тексты мало кто опирается, скорее, на систему дикш и то, как она связана с практикой йоги. Среди садху большой процент вообще не знающих санскрита, поэтому в Натха-сампрадайе всё в основном строится на том, что говорит Гуру, разумеется, если он прекрасно разбирается в системе передач и их роли для йогической садханы. По книгам, действительно, самостоятельно можно только залезть в дебри, что, собственно, западные исследователи Традиции и сделали. Натхи начинают с нивритти, но даже нивритти у натхов — не самоцель, скорее, серединный вариант, полученный при соединении двух подходов — нивритти и правритти.

По материалам форума dharmanathi.ru

Источник: http://nathas.org/articles/yoga-natkhov/

Автор Yogi Matsyendranath Maharaj.